Рукодельности, которая в особой цене, поем мы славу!

Рукодельности, которая в особой цене, поем мы славу! 13.12.2018 Многие ошибаются, считая производство изделий русских народных промыслов легким занятием. Дело обстоит совершенно иначе! Авторские вещи требуют кропотливого искреннего труда, максимальной отдачи, конечно, любви – она наделяет жизненной энергией узоры на павлопосадских платках, жостовских подносах, гжелевой, хохломской посуде. Каждая технология имеет свои секреты, требует чуть ли не энциклопедических знаний, внушительного опыта – собственно, одним весомым словом, профессионализма. Не верьте тем, кто обзывает ремесленничество блажью или примитивным кустарничеством. Как любой вид декоративно-прикладного искусства, каждый промысел отличают навыки, овладевают которыми только усидчивые, одаренные, стремящиеся.
Начнем с производства самоваров. Туляки, создатели легендарных, первых в России пузатых нагревателей воды, осуществляют целый ряд действий, чтобы получить задуманный, впечатляющий соотечественников и иностранцев результат. 
DSC_5310.jpg

Большая часть аутепсов (старинное название) - латунные. Металлические листы сначала превращают в заготовки, отрезая все лишнее (вспоминается философия творчества Микеланжело!). Посредством гидравлического пресса достигают запланированного образца изделия. Когда делают дорогой самовар, заготовку заполняют полиуретаном (а не водой). Детали запекают более трех часов, чтобы придать металлу пластичность. Благодаря соляной кислоте их очищают многократно, затем полируют. К корпусу водогрея приваривают краник, остальные элементы крепят вручную. Снова шлифуют «венской известью». Далее прибор никелируется, внутреннюю чашу защищают пищевым оловом. Вставляют нагревательный тен, проверяют, как все работает. Дальше самое интересное – художественная рукотворная роспись по лаку стойкими красками. Экслюзивное творение занимает не менее семи дней. Представляете, какой это сложный технологически процесс, который мы очень упрощенно постарались описать. Каждый добившийся успеха человек, ценящий индивидуальный подход, раритетность подарков, предпочитает уникальные произведения самоварного искусства, поэтому, догадываясь об особенностях ручного труда, готов подождать. 
Еще один символ нашей великой страны - оренбургский пуховый платок, связанный из нежнейшего козьего пуха. Только авторская работа пользуется повышенным спросом, уважением у знатоков аутентичных вещей. Мастерицы создают невесомую теплую шаль из сученой пряжи: прядут надежную нить из козьего пуха, после чего нанизывает ее на основную (натуральную: шелковую или х/б). Долговечная паутинка пушится, когда человек ее носит – это уникальный феномен. 
Говорят, усердные умельцы делают 2-3 палантина ежемесячно. Украшенный орнаментом платок требует большего времени – около 30-40 дней. Эти вещи хранят тепло рук пуховязальщиц – это самое ценное, приятное! Машинная вязка, конечно, не способна создать столь потрясающий эффект легкости, воздушности – сами понимаете.
DSC_5349.jpg
Производство хохломских шедевров также процесс не элементарный. Энергозатрат, времени требует колоссальных, даже если речь идет о миниатюрной братине или ковше. Попробуем коротко: используются заранее высушенная не менее трех лет древесина - липа. Бьются баклуши или делаются первые заготовки, затем они сушатся, шлифуются, покрываются льняным маслом, снова сушатся, грунтуются вапой. Далее полуфабрикат следует долго сушить, многослойно олифить. Этап втирания «серебристой» полуды специалисты именуют лужением. Здесь наступает очередь художников – можно приступать к росписи верхновым письмом или затейливым фоновым.
Расписанные предметы лакируют, просушивают, добиваясь позолоченного «горящего» эффекта орнаментов. Благодаря лаковой пленочке изделия стновятся очень прочными. 
Image100005_large.jpg
Если бы вы знали, как делают Гжель, прониклись бы к национальным ремеслам еще большим уважением, восхищением. Декоративная сине-голубая роспись, узнаваемая, кажется, всеми жителями планеты, - итог филигранной работы специалистов, которым некогда смотеть на часы. 
С участия художника начинается витиеватая производственная цепочка – им же заканчивается! Изначально скульптор создает наброски для образца, чтобы можно было отлить необходимые гипсовые формы. Они заливаются густым миксом – шликером (кварц, полевой шпат, водянистая глина). Ждут, когда масса станет твердой. Затем «полуизделие» сушат, чистят, ликвидируют недочеты. После - обжигают при высокой температуре. Помещают творения в фуксиновый розоватый раствор, обнажающий минимальные трещинки. Снова обжигают, придавая изделию износостойкость.
Художник создает узор посредством ярких кобальтовых красок. Расписанные вазы, чашки, статуэтки, тарелки глазуруют, достигая сочности оттенков, прозрачности фона. Так рождается непостижимой красоты, изумляющая, выражающая богатство русской души Гжель. Опять же неизменная ручная, сродни ювелирной, работа! 
Одинаковых вещей нет и быть не может – это привлекает поклонников бело-сине-голубых произведений изысканного искусства, коллекционеров. Краски применяются исключительно натуральные, чтобы изделия были гипоаллергенными. Техник существует несколько, авторских почерков масса, однако ясно одно – гжелевые шедевры создаются вручную!
DSC_5157.jpg
То же самое касается хрусталя, хохломы, императорского, вербилковского фарфора, матрешек, берестяных творений, резьбы по дереву – только рукотворное творчество с любовью, желанием подарить будущим обладателям частичку своего сердца! 
Незаурядность, внутренняя теплота, глубина мысли, фантазии автора характеризуют продукцию русских народных промыслов, аналогов которых не сыщешь во всем мире. Нам есть чем гордиться!

0019821.jpg
 


Возврат к списку