Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра 08.02.2019

Содержание:

  1. История лаковой миниатюры

  2. Основные школы лаковой миниатюры

  3. Палех

  4. Федоскино

  5. Холуй

  6. Технология живописи лаковой миниатюры

  7. Краски лаковой миниатюры

  8. Как ухаживать за лаковой миниатюрой

Лаковая миниатюра – довольно загадочное словосочетание, которое, пожалуй, сегодня знакомо далеко не всем. Это удивительный народный промысел, который зародился несколько веков назад и был невероятно популярен. Сегодня же это искусство осталось как элемент народной русской культуры, как часть восхитительного русского ремесла, филигранного, тонкого, изысканного и все еще остающегося интересным, интригующим. Лаковые миниатюры, как и расписные матрешки, знаменитая жостовская, хохломская, гжельская роспись, стали фирменными сувенирами «Из России с любовью».

 3_large.jpg

Возможно, вы спросите – как же так? Словосочетание, значит, незнакомое, а сами миниатюры – популярны? Да, не удивляйтесь! Здесь нет противоречия! Просто в отличие от более традиционных искусств, само название «лаковая миниатюра» относительно непопулярно, а вот изделия вы наверняка видели, и не раз!


История лаковой миниатюры

Наша эра длится чуть больше двух тысячелетий. Удивительно, но примерно с зарождением христианства, то есть около 2000 лет назад, были найдены свидетельства того, как в Древнем Китае художники, украшавшие деревянные и фарфоровые изделия, покрывали работы соком лакового дерева. Застывая, он превращался в удивительное глянцевое полотно, которое хранилось гораздо дольше, поскольку краски были надежно защищены от растрескивания. Так что можно сказать, что именно Китай стал родиной искусства лаковой миниатюры, которое в Российской империи достигло необычайного расцвета.

После появления в Древнем Китае (о чем свидетельствуют найденные древние манускрипты) лаковая живопись прошла несколько этапов, прежде чем оказалась в нашей стране:

  1. Чуть позже Китая лак, которым было принято покрывать фарфоровые чашки и вазы, деревянные шкатулки и табакерки, проник в Японию и Корею, быстро распространился в странах Азии.

  2. В Средние века лак стал известен и на территории Индии, а затем – Ирана.

  3. Лишь в XVII веке искусство добралось и до стран Европы – во Франции, например, существовала даже Мартеновская мануфактура. Братья помогли упростить технологию создания мини-шедевров, потому что вывели менее дорогой и более простой в обращении масляный лак. Масляные краски для миниатюр заменили традиционные темперные.

 pics2.66.jpg

Интересно! Если в эпоху древности предпочитали расписывать и лакировать дерево и фарфор, то мастера Европы удешевили технологию (кстати, часто именно она и используется сегодня): они стали расписывать изделия из папье-маше.

Лишь в конце XVIII века в Российской империи стало известно это удивительное ремесло, поистине прославившее наших мастеров. Изделия с миниатюрами стали очень популярны и при дворе, и среди знати. Стало очень модно и почетно иметь дома шкатулку или табакерку с интересным изображением.

Интересно! Монплезирский «Китайский кабинет» украшен лаковыми панно в восточном стиле. Все миниатюры созданы русскими мастерами. На создание каждого из них уходило по несколько месяцев.

Кстати, искусство русской лаковой миниатюры связывают с именем купца П. Коробова. Именно он превратил тонкое, изысканное, уникальное ремесло в более доступное искусство. Причем интересно, что, открыв мануфактуру в Данилкове (позже это село будет переименовано в знаменитое Федоскино), он выписал себе мастеров из Брауншвейга (там располагалась одна из самых известных в Германии компаний, практикующих это мастерство) и стал изготавливать… Нет, не предметы интерьера. Он стал лакировать козырьки для головных уборов военных!

Однако вскоре Коробов начал делать и лаковые шкатулки. Правда, для этого не привлекались художники, а сам процесс изготовления миниатюр напоминал современную технику декупаж. На крышки наклеивались бумажные гравюры (преимущественно с изображениями на военную тематику, например, на тему Московского пожара во время Отечественной войны 1812 года). Затем поверхность с наклеенным изображением лакировалась. Это позволяло существенно удешевить производство и сделать модную и популярную миниатюру доступной не только богатым аристократам, но и менее обеспеченным семьям и целым сословиям.

 sidorov_Kult_13_07.jpg

В XIX веке, после смерти купца П. Коробова, мануфактура переходит под управление его зятя, купца Лукутина. Именно при нем зарождаются, формируются и закрепляются приемы русской лаковой миниатюры, которая до сих пор так высоко ценится во всем мире.

К сожалению, расцвет лаковой миниатюры постепенно начал сходить на нет в 1900-х годах. Миниатюра перестала быть модной, перестала приносить хороший доход, и даже знаменитый Лукутин признавался, что держит мануфактуру лишь «по семейной традиции». Однако после того, как фабрика была закрыта, на ее месте появилась артель, куда вошли художники-федоскинцы, продолжившие творить настоящие шедевры.

Интересно! Пришедшее из Европы, в России искусство лаковой миниатюры быстро обрело самобытность. Это легко заметить, если проследить, как менялись сюжеты, используемые для декорирования шкатулок и табакерок. Так, начав с галантных и военных сцен, очень скоро миниатюра заменила свои мотивы на традиционные народные, нередко – сказочные.

Интерес к лакирному делу вновь вырос после революции 1917 года. Тогда в России появились новые центры, школы этого удивительного промысла – Палех и Холуй. И этот интерес не угасает до сих пор.


Основные школы лаковой миниатюры

Лаковая миниатюра – это утонченное искусство живописи. Мастера вручную создавали небольшие изображения, которые затем покрывались лаком и старательно закреплялись.

В 18 веке самой востребованной и популярной была Федоскинская школа лаковой миниатюры. Однако совсем скоро к ней добавились еще некоторые – о них мы расскажем подробнее.

0_b12c9_2370042c_orig.jpg

Интересно! Большинство шкатулок – это уникальные, эксклюзивные шедевры, поэтому их стоимость очень велика. Однако есть и более доступные сувениры, оригинальные, а не подделки. Мастера делают «списки» со старых известных работ и не столь точно детализируют изображение. Получаются недорогие, но очень красивые шкатулки, которые хоть и не представляют большой художественной ценности, но украшают интерьер и служат хорошими подарками.

Палех

Палех – это довольно молодая школа лаковой миниатюры. Она была организована в 1924 году. До революции 1917 года здесь процветала иконопись, причем иконы писались исключительно для богатых аристократов, реже – для мещан. Здесь часто использовали золото, очень тщательно прорабатывали даже мельчайшие детали.

Однако с приходом советской власти иконы перестали быть востребованными, а вот миниатюра стала популярной. Поэтому отличительными чертами именно этой живописи стали:

  • черный (обязательно) фон;

  • четкая проработка всех деталей;

  • удлиненная форма лиц героев, напоминающая по стилю иконописные.

DSC_6382_large.jpg

Если вас вдохновляет истинная «русскость», изящество подлинно народных сюжетов, то загляните в раздел «Шкатулки Палех» – максимум вдохновения вам гарантированы! А в этом видео вы сможете подробнее познакомиться с традициями школы - https://youtu.be/rurFKRxPqHA.

Федоскино

Федоскино – это самая ранняя школа лаковой миниатюры. Возникла она под руководством уже упомянутого купца П. Коробова, который открыл первую лакирную мануфактуру в небольшом селе. До переименования в Федоскино населенный пункт носил название Данилково.

В отличие от других школ, изначально в Федоскино объединились не мастера иконописи, а талантливые художники, которые пользовались масляной краской, а не яичной темперой. Среди отличительных черт этой школы лаковой миниатюры можно выделить:

  • присутствие «воздуха» в изображениях;

  • совершенно различная сюжетная направленность – от анималистических до сказочных сюжетов;

  • сияние, нежный, тонкий блеск изображений;

  • ярко выраженный объем лиц и других фигур;

  • тончайшая проработка даже мелких деталей.

1137.jpg

Познакомиться с Федоскинской лаковой миниатюрой всегда можно в разделе «Шкатулки Федоскино», которые станут отличным подарком для друзей и знакомых.

Холуй

Это самая молодая школа лаковой миниатюры в России. Изначально в Холуе украшали не готовое изделие, а подготовленный картон, из-за этого считалось, что мастера расписывали изделия как-то «станково», без некоторой изящности и уникальности, без «изюминки». Однако многочисленные эксперименты позволили сделать Холуйскую артель художников процветающей. Подробнее о школе вы можете узнать, посмотрев это видео - https://youtu.be/Qh5NsH-iKdE.

Image00001.jpg

Отличительными чертами живописи мастеров стали:

  • яркие, цветные, обязательно расписанные тона, причем нередки синий, бирюзовый, малиновый цвета;

  • фигуры и пейзажи крупные, приближенные к зрителю;

  • просматривается легкий иконописный стиль, но не такой выраженный, как в случае с Палехской артелью.

Несмотря на свою «юность», холуйская миниатюра очень изящна и красива. В этом легко убедиться, если заглянуть в раздел «Шкатулки Холуй».

Технология живописи лаковой миниатюры

Технология живописи лаковой миниатюры очень отличается в разных школах:

  1. В Холуе используют покрытие белилами всего фона, на который затем наносится изображение темперой.

  2. В Палехе фоны исключительно черные. «Рисованную» часть шкатулки или коробочки покрывают белилами, а затем расписывают вручную.

  3. Федоскинские мастера используют уникальную технологию многослойной живописи масляными красками, благодаря чему удается создать яркий и выразительный объем на картинах.

 53584-DSC00202.jpg-1024x894.jpg

Интересно! В Европе вместо деревянных шкатулок стали использовать изделия из папье-маше (то есть из проклеенной, вымоченной в льняном масле и спрессованной картонной смеси). Они отличались высокой прочностью и могли выдержать даже кипяток. Именно из-за особенностей изготовления таких шкатулок русские мастера давали невероятную гарантию на свои изделия – целых 100 лет!

Каждая шкатулка, созданная мастером, делалась очень долго – несколько месяцев. Часто на то, чтобы изготовить миниатюрный шедевр, уходило больше года. Неудивительно, что сейчас лаковая миниатюра (именно русская!) является предметом коллекционирования по всему миру.


Краски лаковой миниатюры

Лаковая миниатюра использует лишь два типа красок:

  1. Яичная темпера - ее используют все современные школы лаковой миниатюры. Это довольно простая в обращении и крепкая краска. Работать с ней проще, чем с маслом. Дополнительно поверхность может обрабатываться, например, порошком пемзы.

  2. Масляные краски – их используют исключительно федоскинские мастера.

c940eff29977bcc7373135b2594a037b.jpeg

Интересно, что помимо лака и основных красок, мастера, например, из Федоскино, часто применяют дополнительные «украшательные» материалы – порошки из перламутра или металла. Они красиво просвечивают сквозь нанесенное краской изображение и позволяют создать особую «подсвеченность» и изящество картины.


Как ухаживать за лаковой миниатюрой

Лаковая миниатюра требует бережности и внимательности. Вот правила, которые помогут сохранить драгоценный сувенир на долгие годы.

  1. Не стоит крутить, царапать, вертеть и трясти миниатюру – лак плохо переносит вибрацию и механические воздействия.

  2. Нельзя чистить шкатулку спиртосодержащими или абразивными средствами. Достаточно просто протирать ее сухой тряпочкой от пыли.

  3. Стоит избегать резких перепадов температуры. Сувенир хорошо себя «чувствует» и при высоких, и при низких температурах, но перепады могут быть губительны для лака.

4_large.jpg

4.      Нельзя бросать и ронять лак, он может испортиться.

Лаковая миниатюра – это возвышенное, упоительное творчество. Пусть оно радует вас каждый день!

 


Возврат к списку