Императорский фарфоровый завод – ИФЗ

Императорский фарфоровый завод – ИФЗ 31.01.2019

Содержание:
  1. История фарфора
  2. История фарфора в России
  3. История ИФЗ
  4. История ИФЗ во времена Российской Империи
  5. История ИФЗ в период СССР
  6. Современная история ИФЗ
  7. Статуэтки ИФЗ
  8. Современная продукция ИФЗ
  9. Эволюция клейма ИФЗ
  10. Музей ИФЗ

Фарфор – одно из самых прекрасных изобретений человечества. Удивительный материал, податливый, мягкий, благородный, точно драгоценный камень, точно сам жемчуг. Еще в Древнем Китае из фарфора создавали настоящие шедевры, произведения искусства. Его настоящий расцвет пришелся, конечно, на 18 и 19 века – золотое время в литературе, изобразительном искусстве, ювелирном мастерстве. Фарфор всегда был предметом роскоши, уделом избранных. Неудивительно, что именно этот почти драгоценный материал украшал резиденции монарших особ и аристократов по всему миру.

0_d3fc8_6584ee37_XL.jpg

В Российской Империи, например, был создан целый завод по производству фарфоровых изделий – которые, конечно же, в первую очередь предназначались российским монархам. Предприятие получило название «Императорский фарфоровый завод», или ИФЗ. До сих пор эта удивительная мануфактура создает настоящие шедевры – теперь, правда, доступные многим.


История фарфора

Фарфор – материал, который, по наиболее распространенным данным, стал известен в Древнем Китае. Большинство историков считают, что впервые этот утонченный, точно лепесток белой розы, материал впервые был получен в V веке нашей эры. По другим источникам, первые упоминания о фарфоре известны (но снова в Древнем Китае) лишь в 13 веке.

Сам фарфор представляет собой мягкую, пластичную смесь из:

  • белой глины (каолина);

  • полевого шпата;

  • кварца.

Чтобы смесь превратилась в фарфор, ее обжигали и получали довольно хрупкий, нежный, но в то же время прочный полупрозрачный материал, непроницаемый водой и газом.

Считается, что появление фарфора связано с традиционной китайской чайной церемонией – чтобы заваривать драгоценный напиток, нужны были соответствующие чаши.

До фарфора ими служили нефритовые сосуды.

В 10 веке технология создания прочного изящного материала стала известна в Японии, а затем – в Корее. Лишь к 18 веку фарфор был завезен в Европу, где стал активно осваиваться. Например, была создана знаменитая мейсенская мануфактура (на фото) в Саксонии, которая прославилась не только качеством фарфора, но и удивительной росписью изделий в стиле рококо.


История фарфора в России

Итак, в начале 18 века фарфор (его «твердая» версия, с каолином, известная и сегодня) появился в Европе. Удивительно, как быстро этот материал был освоен в России, которая, по заверениям историков, сильно «отставала» в развитии от передовых стран Европы. Так, уже в 1744 году в Петербурге была открыта Порцелиновая мануфактура, где стремились разработать идеальный рецепт фарфора.

Открыла мануфактуру дочь Петра I, императрица Елизавета. Она была вдохновлена этим материалом и пригласила множество иностранных специалистов, стремясь разгадать тайну безупречной рецептуры.

0_bbe49_a89b48f3_XXL.jpg  

На мануфактуре работал Христофор Гунгер – мастер, выписанный из Стокгольма. Помогать ему должен был подмастерье Дмитрий Виноградов. За 4 года у Гунгера получилось создать лишь несколько некачественных чашек, и дело взял в свои руки Виноградов. За то же самое время он не просто смог разработать рецепт высококачественного фарфора, но и отладить к 1750 году производство мелкой посуды и роскошных фарфоровых табакерок. Так и началась история знаменитого фарфора в России.

Сегодня петербургская школа искусства фарфора ничуть не уступает знаменитой мейсенской мануфактуре. Бережное сохранение традиционного качества, высочайшей искусности, непрерывное обновление – вот как можно охарактеризовать современный этап развития русского фарфора.

734_1001x751.jpg


История ИФЗ

История Императорского фарфорового завода насчитывает не один десяток лет. Условно ее можно разделить на три основных периода – историю завода во времена Российской Империи, во времена Советского Союза и Российской Федерации.

История ИФЗ началась в середине 18 века – в 1744 году. По указу императрицы Елизаветы Петровны была создана Порцелиновая мануфактура – первое предприятие, где в России начали производить изделия из фарфора. Изначально в качестве руководителя был выписан Х. Гунгер – мастер фарфоровых дел. К нему был приставлен подмастерье – Д. Виноградов. Однако почти за десять лет работы Гунгер не смог создать даже мало-мальски приличной чашки. В результате, он был с позором выслан из страны, и управление Мануфактурой перешло к Виноградову, который всего за 15 лет смог добиться невероятных успехов.


История ИФЗ во времена Российской Империи

  • 1756 г. – Дмитрий Виноградов создает первый качественный парадный фарфоровый сервиз для императрицы Елизаветы по выработанному им рецепту фарфора. В этом же году был установлен большой горн, и изготавливать сервизы стало возможным.

  • 1765 г. – Екатерина II переименовывает мануфактуру в Императорский фарфоровый завод.  Французский мастер Ж. Рашет становится модельмейстером завода.

  • 1794 г. – Екатерина II заказывает три сервиза для своих парадных обедов:  «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский». Она одобряет создание серии фарфоровых статуэток «Народы России».

  • 1844 г. – по приказу Александра II создается музей при ИФЗ. Все заказы для императорского двора дублируются – один экземпляр обязательно остается в музее.

  • 1881 г. – по приказу Александра III ИФЗ, который едва не был закрыт из-за малой прибыльности предприятия, получает государственную поддержку и вновь начинает активную работу.

  • 1900 г. – в штат ИФЗ входят художники из объединения «Мир искусства».


История ИФЗ в период СССР

В период СССР Императорский фарфоровый завод переквалифицировался – вместо элитных произведений искусства он стал делать так называемый агитационный фарфор. Это совсем новая ветвь развития завода:

Screenshot_4.png

  • 1918 г. – ИФЗ национализируется и переименовывается в Государственный фарфоровый завод.

  • 1920 г. – к команде художников завода присоединяются Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин и другие суперматисты.

  • 1925 г. – заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова благодаря тому, что здесь не только производились изделия из фарфора, но и создавались новые виды стекла и фарфора, в частности, был получен химический фарфор.

  • 1944 г. – в блокадном Ленинграде художница Анна Яцкевич создает ставший фирменным узор «Кобальтовая сетка».

0_127216_7e4503ba_XXL.jpg

В годы ВОВ завод продолжал работать. Его оберегали от попадания снарядов, а коллекцию эвакуировали на Урал, чтобы сохранить драгоценное наследие. Многие, кто пережил блокаду Ленинграда, признавались, что только любимая работа позволяла выжить в это ужасное время.

В период хрущевской оттепели возродился интерес к фарфору, который не угасает до сих пор.


Современная история ИФЗ

В Российской Федерации завод вновь вернулся к ориентации на создание эксклюзивных фарфоровых изделий:

  • 2002 г. – завод приобретает Н. Цветков (глава банка «Уралсиб»).

  • 2005 г. – заводу возвращается историческое название «Императорский фарфоровый завод».

С 2005 года завод ориентируется на создание люксовых предметов интерьера: сервизов, чайных наборов, статуэток и т.д., все изделия вновь становятся уникальными, авторскими, как было во времена Российской Империи.

image (1).jpg


Статуэтки ИФЗ

Статуэтки оставались и остаются самыми интересными продуктами ИФЗ. Сегодня завод выпускает два основных вида скульптур:

  • анималистическая (здесь представлены разные животные, от диких зверей до нежных домашних котят: ознакомиться с ассортиментом можно, например, в разделе «Скульптуры ИФЗ»;

  • жанровая: изумительные вдохновляющие сюжеты – например, Бобчинский и Добчинский, семейство Маниловых, олимпийский бобслеист… Выбор на любой вкус! Маленький спектакль у вас на ладони – вот что такое жанровые статуэтки ИФЗ.

Каждая статуэтка выполняется вручную, все ее детали филигранно обрабатываются. Сюжеты для скульптур берутся отовсюду. Здесь можно встретить героев литературных произведений, народных сказок, исторических личностей (например, балерину Тамару Карсавину)…

Untitled-1.jpg

Отдельно стоит отметить удивительные наборы для раскрашивания, которые ИФЗ делает для детского творчества. Такие наборы позволят каждому ребенку почувствовать себя знаменитым мастером, великолепным художником, наряду с К.Малевичем, Н.Суетиным, И.Чашником, которые долгое время работали с заводом.

Если вы хотите поближе познакомиться с шедеврами, которые творили мастера завода, то советуем посмотреть вот этот небольшой видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=I4Uo_HpCP3A) – это экспонаты Эрмитажа, статуэтки, вазы, сервизы, созданные на ИФЗ и украшавшие императорские резиденции.


Современная продукция ИФЗ

Современная продукция ИФЗ очень разнообразна и обширна. Как и несколько веков назад, Императорский  фарфоровый завод производит:

  • драгоценные сервизы;

  • роскошные статуэтки, жанровые и одиночные;

  • чашки с блюдцами;

  • предметы интерьера;

  • кофейные наборы;

 и многое другое.

0_11604c_31b617aa_XL.jpg

Отдельно стоит отметить и детские коллекции – например, сервиз, созданный по мотивам мультфильмов студии «Мельница» - «Три богатыря».

Сегодня ИФЗ создает как очень доступные продукты (их можно купить себе, побывав в музее завода, или побаловать близких приятным сюрпризом) – так и роскошные, премиальные, изысканные предметы интерьера, скульптурки, сервизы… Например, чайный сервиз на шесть персон, который можно увидеть на фото, называется Александр III: он выполнен по мотивам музейного образца 1866 года, вручную декорирован и богато украшен сусальным золотом.

Знаменитый узор «Кобальтовая сетка», который стал особенно популярным в героические годы блокады Ленинграда, актуален и сегодня: например, в магазине «Лавка подарков» есть целый раздел, который так и называется: «Кобальтовая сетка».

lka7lnl3wZk.jpg

Выбор товаров, как можно заметить, невероятно обширен. По некоторым данным, постоянных наименований продукции Императорского фарфорового завода насчитывается свыше 4000.

Интересно! С 2005 года ИФЗ выпускает люксовые продукты – это авторские произведения искусства, которые чаще всего создаются в единичном экземпляре самыми знаменитыми мастерами мануфактуры.

Для ИФЗ характерна непрерывность развития, обновление художественной традиции, но в то же время бережное отношение к культурному наследию прошлого. Вот что отличает петербургскую школу искусства фарфора, до сих пор остающуюся одной из лучших в мире.


Эволюция клейма ИФЗ

Клеймо – это отличительная черта Императорского фарфорового завода. Известно, что он несколько раз менял свое название, вместе с этим менялись и клейма завода. Например, изначально использовалось клеймо в виде переплетенных букв ИФЗ. Позже стали добавляться некоторые дополнительных штрихи:

  1. Екатерина II приказала помимо клейма, наносившегося подлазурно и надглазурно, ставить символику правящего монарха.

  2. Марка ПК, нанесенная возле клейма, обозначала, что изделие принадлежит императорскому двору.

  3. Николай II потребовал обязательно ставить год изготовления и состав массы.

Все надписи ставились черными, голубыми или золотыми красками.

 0_127223_f9f8b1ff_XXL.jpg

С момента переименования императорского завода в государственный изменилась и аббревиатура клейма – ГФЗ, а позже – ЛФЗ (ломоносовский). Сегодня современное клеймо завода выглядит вот так:

 

Музей ИФЗ

Императорский фарфоровый завод – это гордость России. Неудивительно, что благородные статуэтки, сервизы, вазы выставляются в разных музеях не только у нас в стране, но и за рубежом. Фарфор ИФЗ выставляется в:

  • Эрмитаже;

  • Историческом музее в Москве;

  • Музее Виктории и Альберта в Лондоне;

  • Метрополитен-музее в Нью-Йорке и т. д..

Но самую большую коллекцию фарфоровых шедевров можно увидеть в собственном музее ИФЗ. Он был основан в 1844 году по приказу императора Николая I. Между прочим, этот музей появился гораздо раньше, чем Исторический музей или знаменитая Третьяковская галерея.

Музей находится на территории самого завода. Здесь собраны лучшие образцы, когда-либо созданные мастерами императорского завода – некоторые, например, шедевры копировались, как уже упомянутый выше сервиз. Александр III даже издал приказ, согласно которому все изделия, изготовленные по заказу императорской семьи, делались в двух экземплярах – один обязательно должен был оставаться в музее.

 muzfar1b.jpg

Коллекция музея ИФЗ лишь два раза покидала родные стены – их вывозили в Петрозаводск (коллекция не пострадала), чтобы уберечь шедевры во время революции 1917 года, и в Ирбит – во время блокады Ленинграда.

В 2001 году музей был передан под управление Эрмитажа.

Музей ИФЗ – это запечатленная, материализованная трехвековая история России, бережно сохраненная для нас с вами.



Возврат к списку