Гжиолка, «Агашка» и агитфарфор

Гжиолка, «Агашка» и агитфарфор 10.10.2018

Гжели посвящены научные труды, упоминается сине-бело-голубая роспись в художественных произведениях, однако все равно хочется поговорить о фарфоровом чуде. Бытует легенда, что романтичное население деревни Гжель заметило: самое синее небо - то, которое простирается над их головой. Якобы так зародилась идея покрывать сине-голубыми красками фарфоровые изделия.

366571.jpg

Гончарный оазис («Гжельский куст») Раменского района объединяет 27 деревень, первые упоминания зафиксированы документами эпохи правления российского князя Ивана Первого (Калиты). Изначально заготовки делались из керамической массы, после ценной находки братьев Куликовых - белой глины – появились фарфоровые творения.

150a3e7be0baafc0-6691-1.jpg

Знаете ли вы, что гжельская глина долгое время считалась стратегически важным материалом-ресурсом. Лекари, химики 17 века, по приказу царя Алексея Михайловича, стали применять ее для изготовления аптекарских сосудов. При Петре Великом глину использовали для производства кирпича, императрица Елизавета Петровна была инициатором строительства первого фарфорового предприятия в России.

DSC_2611.jpg

Шпионы не смогли выяснить тайный состав фарфоровой массы, хотя пытались с 17 века. Зато ученые Виноградов, Ломоносов разгадали секрет чудесного «белого золота».
DSC04024.jpg

Искусствовед графского происхождения А.Салтыков вдохнул вторую жизнь в старинный русский народный промысел, написав ценную «Азбуку мазков» (20-й век).

Несмотря на жесткие условия крепостного права, гжельские мастера обладали статусом свободных людей. С 16-го столетия они числились за Дворцовым, Удельным ведомствами, посвящали все свое время любимому ремеслу.

Представляете: первая Гжель была пестрой. Технологию применения кобальта заимствовали у опытных европейцев, азиатов гораздо позже - к 19 веку. Модными считались голландские сине-голубо-белые изразцы, а также неповторимый китайский фарфор.
2017_07_01_gzhel_magazin_pyatnickaya_12.jpg

Орнамент рисуется черным кобальтом, синим он становится впоследствии многоразового обжига. Гжельские художники распознают двадцать оттенков синего, которые они сами варьируют.
1645115.jpg

 


Возврат к списку