Федоскино, Палех, Холуй – все дело в лаке!

Федоскино, Палех, Холуй – все дело в лаке! 29.09.2018

Миниатюрная живопись, объекты которой - малогабаритные предметы: шкатулки, пеналы, елочные украшения, пасхальные яйца, это вид декоративно-прикладного искусства, всемирно признанного. Ему посвящена данная статья. Надеемся, она станет интересным историческим экскурсом для многих.

883378-2 (2).jpg

·         История лаковой миниатюры

·         Зарождение русских традиций

·         Четыре известные школы

·         Федоскино

·         Холуй

·         Палех

·         Рекомендации по уходу

CWsOS6eWcAAf8IF.jpg

 

Где все зарождалось...

При работе мастера используют разные лаки как средства росписи, а также инструменты придания изображениям глубины.

Появились материалы, согласно древним манускриптам, в Азии: Китае, Японии. Китайцы, 2 тысячи лет назад уже умело наносили поверх предметов кухонной утвари, декоративной посуды сок лакового дерева.

Жители средневековых Индии, Персии (современный Иран) исполняли высококачественные изделия из папье-маше посредством темперных красок. Европейцы к 17 веку довели технологию до совершенства, продемонстрировав миру преимущества масляных художественных средств. Французские лаки, выпускаемые компанией братьев Мартэн; немецкой фабрикой Штобвассера; шотландскими брендами покорили сердца поклонников изящных табакерок, шкатулок.

image.jpg

 

Русский стиль

Русский купец Коробов запустил в 1795-1798 годах (село Данилково, ныне Федоскино) производство лакированных козырьков для благородных солдатско-офицерских киверов. С этого времени начинается отсчет федоскинского промысла. Легендарный «Китайский кабинет» петергофского дворца Монплезир лучшие отечественные мастера украсили 94 лаковыми панно китайской стилистики. К середине 17 столетия актуальными стали декорированные мерафорическими сюжетами табакерки из папье-маше, воплощающие черты классицизма, рококо. Их сменили произведения с чеканкой, запечатлевшие образы Петра Первого, Екатерины Второй, медали, посвященные значимым датам.

Основатель федоскинской фабриики «выписал» брауншвейгских специалистов - вместе они наладили производство уникальной продукции: табакерок, живописно повествующих о жестоких событиях Отечественной войны 1812 года, русско-турецких сражений; с портретами великих русских полководцев, архитектурными ансамблями Москвы, Санкт-Петербурга. Кстати, талантливый купец собственными глазами видел горящую Москву.
1_6.jpg   

Муж его дочери Лукутин после смерти тестя продолжил развитие фабрики: качество, количество изделий заметно выросли. На художественно-промышленных выставках (первая - 1829 г.), они удостаивались международного признания.

Писали художники многослойными красками - «по-плотному» (прочный цветной слой), «по-сквозному» (полупрозрачный лессировочный слой, придающий изображению рельефность, глубину, объем; защищающий материал от старения).

Федоскинские умельцы удачно комбинировали обе техники.

Перламутровое сияние виртуозно подобранных колористических сочетаний, золотые эпизоды, фарфоровые расписные вставки, вкрапления металлической фольги – все это превращало лаковый промысел в высочайшее искусство.   

19 век – время активной демонстрации живописцами бытовых сцен из жизни русского народа. По сей день шкатулки Холуй, Федоскино, Палех, посвященные русской зиме, гостеприимному чаепитию, отмечанию традиционных праздников, пользуются невероятной популярностью, особенно, у иностранцев. Подспорьем мастерам служили сохранившиеся гравюры, картины, литографии.

1904-й стал годом закрытия фабрики, спустя 6 лет в соседней деревне специалисты лаковой росписи открыли артель, где трудились целыми поколениями. Процветала также мастерская Вишнякова, дополнившая привычный ассортимент сундучков, табакерок удобными нарядными подносами (благодаря им зародился популярный жостовский промысел). Зародилась мода на лаковую мебель, декоративные предметы интерьера.

17408.jpg

4 ключевые русские школы

Россия славится четырьмя основными школами лаковой миниатюры: Федоскино (18 век), Холуй (19 век), Мстёра, Палех (20 век). У каждого направления особый почерк, который ни с чем не спутаешь. Попробуем разобраться...

Федоскинскую объемную миниатюру основали иконописцы. Авторы предпочитают перламутровые, металлические порошки, светящиеся сквозь масляные краски. Художники других школ применяют яичную темперу.

Свойства Палех: обилие золотых элементов на черном фоне, выразительные орнаменты, тончайшие мазки, яркие соцветия, продолговатые формы - подобные иконописным. Во времена СССР иконы оказались невостребованными, поэтому сотрудники принялись изготавливать светские предметы. Заготовки натирали пемзовым порошком – это служило идеальной поверхностью. Узоры рисовали тончайшей иглой. Эпизоды, предусмотренные для красочного покрытия, белили, чтобы детализированные изображения смотрелись ярко.

Цветной фон, иконописные элементы, богатство серо-голубых оттенков, радужные сюжеты, черные витиеватые окаймовки – это Мстёра (1930-е). Белилами заполняли фон, затем все орнаменты оформляли красками – получались потрясающей красоты произведения искусства!

Холуйские традиции (1934) характеризуются натуралистичными пейзажами, портретами; объемными формами; алыми, зелеными фонами; редкими золото-серебряными линиями. Они уходят корнями к станковой живописи.

CWsOSUtWEAAhOJ_.jpg 

Федоскинский стиль

Этапы производства:

·         Создание замалевка

·         Детальная проработка – пропись

·         Лессировка - нанесение узора полупрозрачными красками

·         Бликовка – покрытие светлыми красками

·         Нанесение металлического порошка, сусального золота, перламутра, которые отражают свет

·         Декорирование «сканью» (фольгой по сырому лаку)

·         «Цировка» (процарапывание орнамента через лекало)

·         «Шотландка» (сетка из жидких красок)

2 (1).jpg

Холуй

Первые самородки создавали иконописные творения для Троице-Сергиевой лавры, других храмов.

Художественную артель основали (1934) одаренные люди Мокин, Добрынин, Костерин.

Сине-зеленые, коричнево-бежево-оранжевые сочетания отличали это направление, очень востребованное по сей день у зарубежных гостей.

Image1200001.jpg

Палех

 

Лаковая миниатюра, родина которой - Ивановская область, необычайно выразительна. Расписные самобытно кубышки, панно, заколки, брошки любят романтичные дамы.

Иконопись, монументальная живопись отразились на формировании палехского промысла. Представьте уровень мастерства, если речь идет о восстановлении Грановитой палаты Кремля, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря!

Революция 1917 г. изменила уклад производства, настроение сотрудников. Пришлось искать новые пути выражения мыслей, чувств – это чудесно удалось мастерам Голикову и Глазунову, считающимся идеологами данного направления.

Image000001.jpg

При предприятии была открыто профессиональное училище по подготовке специалистов старинной живопиви (1928). Многие шкатулки Палех воплощают сказочные, былинные сюжеты. Золотом по черному – узнаваемый символ школы.

 

Правила ухода

Лаковые изделия нельзя бросать, подвергать абразивному воздействию (царапать), соприкасать с любыми шершавыми поверхностями, спиртосодержащими парфюмированными жидкостями, моющими средствами: лак может испортиться.

Хранить вещи лучше при команатной температуре. Время от времени стоит протирать их мягкой сухой салфеткой, презназначенной для очков. Беречь живописные подарки идеально в коробочках (обычно они прилагаются при покупке).

1447310649_21.jpg

 


Возврат к списку