Если носишь сарафан - значит, в моде не профан!

Если носишь сарафан - значит, в моде не профан! 23.09.2018

 История сарафана начинается с Никоновской знаменитой летописи 1376 года и продолжается по сей день, когда мировые кутюрье создают коллекции сногшибательных платьев без рукавов а la russe. Слышали бы вы, как хор донских казаков задушевно исполняет русский романс «Красный сарафан»!

  1. История возникновения
  2. Эволюция русского сарафана
  3. Разновидности
  4. Старообрядческий «дубас»
  5. Рекомендации: с чем носить
  6. Современные модные тенденции
  7. 93a5c6645135b0be149627d6b70d51a6--russian-folk-russian-style.jpg

                                                                                Как все начиналось...

Само слово имеет тюркское или персидское происхождение, переводится как «женское платье без рукавов». Похожую одежду, которую предстояло надевать через голову, предпочитали жители Европы, Скандинавии.

Знаете ли вы: на санскрите отрезок ткани - это «сари», иранцы интерпретируют сарафан как «одетый полностью». Персы провозгласили: «сарапа» символизирует «одетого с головы до ног» человека. Первое упоминание у русских встречается на страницах Никоновской летописи 1376 года.

Платья на бретельках или широких лямках надевали до начала 20 столетия польские, североевропейские барышни-крестьянки. По форме они напоминали рубахи. Немцы до сих пор носят аналогичный национальный предмет гардероба - дирндль. 

Изначально сарафан (длинная распашная сорочка) был мужской привилегией. К 14 веку его носили светлейшие князья, военачальники. Женской отдушиной заветный атрибут стал с 16 столетия.

Петр Великий объявил старинный сарафан рудиментом, недостойным внимания придворных важных дам. Русский народный костюм подвергся анафеме, был изъят из обращения на десятилетия. Напористая Екатерина Вторая решила «пощадить» национальный стиль, вернуть народу привычные вещи, включая сарафан. Николай Первый подписал указ (1834), согласно которому парадный придворный костюм должен был включать безрукавное платье как обязательный элемент. Так продолжалось вплоть до Февральской революции 1917 года.

Анализируя названия сарафана, несложно узнать вид использванной ткани: «московец» (столичный ситец), «достальник», «кумашник» (кумач – ярко-красный хлопок), «синюха» (окрашенный холст), «полугумажник» (хлопок), «дикосовый» (изумрудно-синий ситец, пестреющий цветочным орнаментом).

Кстати, наши предки выбирали алые сарафаны для свадебных церемоний. Современная мода, оглядываясь назад, допускает, даже приветствует наличие пурпурных оттенков в свадебном оригинальном костюме. Красный символизирует красоту, солнце, любовь, кровь.

russkij-sarafan-15.jpg

Повседневные вещи мастерицы шили из незатейливого голубого холста, шерсти или бязи. Пуговицы преимущественно отливались из олова, фурнитура сверкала медным блеском.

Женское население северных областей сверху любило надевать передник, который завязывался чуть ниже шеи. Он сохранял нижнюю одежду чистой, также завершал благоадаря цветочному декору нарядный образ.

 

Сарафанное многообразие

Среди основных типов сарафана:

·         туникообразный (создан безшовно из единых переднего, заднего полотен);

·         косоклинный (пара просторных полотнищ спереди - одно сзади);

·         «Московский» (несколько отрезов ткани, присборенных сверху);

·         «с лифом» (фактически юбка, приитаченная к лифу; облегающий городской тип, пришедшийся по вкусу деревенским женщинам);

·         полуплатье (сарафан с лифом, шитый на кокетке).

russkij-sarafan-10.jpg


Если классифицировать распространенные в России платья - стоит выделить:


·         глухой, прямой;

·         имеющий шов или застегивающийся на пуговицы/застежки спереди;

·         расклешенный, отличающийся откидными рукавами;

·         прямой, снабженный удобными лямками;

·         юбка, объединенная с лифом.

Праздничные вещи объединяли так много элементов, что носить их было тяжело даже сильным женщинам. Имеющие косые клинья предметы гардероба делали из овечьей шерсти (так называемой «волосины»). Чтобы достичь черного оттенка, использовали терпкий ольхово-дубовый отвар. Предназначенные для торжественных случаев платья (точнее, подолы) украшали алой шерстяной тесьмой - «читаном» небольшой ширины – около одного сантиметра. Верхняя часть декорировалась ярким бархатом. Сатиновые «саяны» прямого силуэта соблазняли складочками на женской спинке, по бокам. Молодежи полагалось щеголять в выразительных бордовых саянах, дамы почтенного возраста выбирали темные оттенки. Кстати, лишь к началу 19 века появились заводские цветные ткани. До этого времени наши предки шили исключительно из натурального неокрашенного сукна – сегодня тенденция возвращается. Связано это с набирающей обороты темой экологичности, обращения к историческим, духовным, культурным национальным истокам.

66bfdac386272a4e95a9808e1aby.jpg

 

Предпочтения старообрядцев

Ярые приверженцы религиозных православных канонов, отрицающие результаты Никоновской церковной реформы 1652 года, населявшие Верхнее Прикамье, предпочитали носить 4 века назад особый тип сарафана – темный широкопроймовый косоклинный дубас, который всегда изготавливался из выкрашенного вручную холста (создание одного изделия требовало около 14 метров!). Чтобы было понятно, классические сарафаны создавалась тогда уже из фабричных тканей. Дубасы надевали, посещая службы, набожные соборные верующие – ежедневно.

f090cfb00390bd4db30d490f0fed1917_i-25214.jpg

Этностиль невероятно популярен у мировых дизайнеров. Сарафаны интересны еще

и потому, что свободный крой позволяет безпрепятственно двигаться: работать, гулять, танцевать. Их характерные особенности:

·         длина в пол;

·         длинные широкие рукава;

·         многослойность наряда;

·         самобытный орнамент, передающий характер, традиции русского народа;

·         внушительный вес изделия.


russkij-sarafan-16.jpg


Кому как носить – советы специалистов



Данный элемент костюма подходит практически любой даме: он подчеркивает достоинства и скрадывает недостатки. Движения в нем легки, непринужденны.
Наши предки комбинировали его когда-то с белой сорочкой, сегодня допустимы блузы, длиннорукавные расшитые рубахи. Зимой сверху хорошо бы накинуть изящного покроя шубку или стильную душегрею. Для лета идеально подходят плетеные «невесомые» бононожки, для межсезонья – контрастные сапожки.
Из аксессуаров стилисты рекомендуют использовать бусы, массивные браслеты, серьги (эффектная бижутерия уместна даже больше, чем драгоценные металлы!), этнические сумки-кошельки через плечо, декорированные элегантным кружевом кокошники.

001.JPG
Для концептуальных мероприятий, ярких фестивальных событий современные сарафаны, воплощающие разные дизайн-направления мировой моды, подходят как нельзя кстати. Повседневная жизнь, особенно, если профессия человека связана со сферой искусства, также подразумевает ношение экстраординарных атрибутов старинного национального костюма. Великий Пьер Карден придумал (1965) легендарные шерстяные футуристические мини-сарафанчики, которые он научил женщин носить вместе с водолазками. Тогда эта идея взорвала мир необычайной экстравагантностью, гламурным шиком, смелым взглядом в будущее, где таилось и до сих пор скрывается много непостижимо-прекрасного!

chernyj-sarafan-20.jpg




 


Возврат к списку