То опала, то свобода: нелегкая судьба русского кокошника!

То опала, то свобода: нелегкая судьба русского кокошника! 17.09.2018 Кокошником называют старинный головной убор, являющийся исконно русским символом национального костюма. Слово древнерусского происхождения (кокош означает «курица», «петух»).

1. Устройство. История происхождения 

2. Культура ношения

3. Влияние на мировую моду

4. Интересные факты

120219012318.jpg

 

 

 

Зарождение легендарной ряски

Первое упоминание датировано 17 веком. Как только кокошники не именует народ: ряски, головки, кокошки, кокуи, наклонки, каблучки,шелемки... Они разных форм: полумесяцы, гребни, шлемы, опахала. Обычно их делали из картона, алой парчи или бархата, металлической основы, которая прочно пришивались к шапочке, а сзади кокетливо спускалась ленточка. Декорировали любимые предметы женской гардероба цветами, бисером, жемчугом, золотой нитью, самоцветами. Кокошник носят, аккуратно прикрывая лоб, сверху можно покрыть его шелковой или шерстяной шалью, фатой, вуалью.

08a387c2ed639b075cd60905cadcb109.jpg

Форм головных уборов существовало великое множество: все зависело от прически, которую носили девушки, личных предпочтений, конечно. Перечислим основные четыре вида: однорогий (бисерная сетка, скрывающая лоб полностью, Европейская часть России); цилиндрический (шапочка с закрытыми ушками, плоским дном, дополненная платком, Северо-западный регион); овальный (наверху плоский, снабженный лопастями, позатыльником, Юго-Восток); седлообразный (предусматривающий высокие околыш, задний гребень, Центрально-Черноземная область).

Создавались красивые атрибуты женского костюма рукодельницами - «кокошницами», котрые умели вышивать тончайшими золотыми нитями. Появлялись шедевры по 300 ассигнационных рублей – они хранились как семейные реликвии, передавались по наследству.

Как правило, уборы надевали по торжественным случаям, повседневная жизнь была непритязательной – представительницы прекрасного пола обходились скромными повойниками. Ученые долго спорили, разрешено ли было незамужним девушкам использовать кокуй. Вроде бы сошлись во мнении, что «да».

Ни один праздничный русский народный костюм не обходился без шеломка. Женщины создалвали из копны волос пучок или заплетали две косы.

Исследователи считают, что благодаря найденным древним погребениям можно утвержать: златоглав появился в Древней Руси еще к 10-12 векам. Со временем он приобрел значение свадебного аксессуара. Расшитым жемчугом наклонником девушка украшала голову после венчания, когда наступало время свадьбы – носила его до рождения первенца, после чего исключительно по праздничным дням.

99334cd5adb9d4b22777a1051297bf64--russian-folk-russian-style.jpg

Традиции ношения: запреты и ренессанс

Бедные могли позволить себе бисером декорированный убор, богатые – дорогой жемчужный. Поначалу кокошники носили все: купчихи, крестьянки, боярыни. С конца 19 века ряски постепенно сменили повойники.

Петр Первый запретил использование национальной одежды представителям всех слоев населения, кроме священников, крестьян – кокошник не стал исключением.

Реабилитировала шеломок (как важный атрибут маскарадной одежды) Екатерина Вторая. Так зародилось понятие a la russe, активно используемое сегодня мировыми специалистами моды. Под влиянием наполеоновских разрушительных войн, русский народ проникся идеями патриотизма, интереса к родному эпосу, культуре, костюму. Наши императрицы, а также простые барышни стали все чаще предпочитать синие, алые сарафаны с тонкой талией, изящными пуговицами ( 1812—1814).

original1.jpg

По указанию Николая Первого (1834), придворное платье должно было дополняться кокошником, тогда уже выражавшим черты итальянского стиля. К концу 19 века людей поразил бриллиантовый тиар-шеломок, который поначалу распространился среди придворных девушек. Ошарашившая всех февральская революция положила конец эпохе ношения столь любимых дамами наклонок.

Помните: кокошник, сочетающий благородную импозантность и наивную старомодность, способен сделать выразительным приятное лицо и обезобразить невзрачное. Его стоит надевать дамам с красивыми правильными чертами, иначе посредством кокуя есть риск оказать себе же медвежью услугу.

cdc651a28a91d81974af5bdbde030f3f.jpeg

Историзм как стиль завоевал невероятную популярность ближе к финалу 19-го столетия: коллекционировать предметы старины, элементы «неорусской» одежды, ставить роскошно костюмированные спектакли стало модно.

Чего стоит один только Бал 1903 года, когда Зимний дворец собрал одетых в старинные кокошники гостей. Это выглядело впечатляюще!

 

Мировая мода с русским акцентом

Александр Васильев, известный историк моды, рассказывает о том, что между кровопролитными Мировыми войнами кокошник снискал особую почесть, повышенное внимание со стороны прелестниц всего света. Многие эмигрантки были вынуждены искать средства на жизнь, поэтому открывали модные дома, основу которых составлял стиль «а ля рус», национальный костюм. Жители Запада, включая английскую королеву М.Текскую, тем временем, применяли «каблучок» как свадебный головной убор.

24519de2d5a9214c2e4215b02e6e92ab--woman-portrait-beauty-women.jpg

Ж.Ланвен представила миру уникальную коллекцию «русских» шляпок; модный парижский дом «Огюст Боназ» произвел оригинальные пластмассовые ряски (1920-е).

Изысканный экспериментатор К.Лагерфельд придумал немыслимые образы кокошников, которые «взорвали» когда-то парижский подиум (2008-09).

img_9147fad3e2681055c91353a1257ecbf9.jpg

Наряд современной Снегурочки немозможно представить без жемчужного сверкающего шеломка. Еще золотой костюм королевы Амидалы из «Звёздных войн» чудесным образом воплотил черты русского народного костюма, включающего кокошку.

Любопытные факты

 

1.      Одна из гипотез происхождения кокошника - византийская. Обеспеченные гречанки эпохи античности украшали голову диадемами с лентами. Возможно, когда налаживались торговые отношения между странами, дочери русских князей увлеклись, решили позаимствовать элементы визайнтийского стиля.

2.      Открытые головные уборы предназначались для девиц и закрывающие волосы – для женщин. Древние славянские народы искренне верили, что дамы с непокрытой головой могли навлечь болезни, неудачи, неурожаи.

90901ab148cc654327243031273fa8c3.jpg

3.      По центру изделия изображалась лягушка, олицетворявшая плодородие. С обеих сторон - лебеди, символизирующие любовь, верность.

4.      Тыльная сторона расшивалась узором «древо жизни» с птицами, плодами; веточки олицетворяли все новые поколения.

5.      Мастерицы городов, деревень, монастырей делали удивительной красоты работы, которые украшали серебром, золотом, жемчужными нитями, после чего придавали форму посредством берестяной заготовки.

 120219031324.jpg


Возврат к списку