Русский народный костюм: вчера, сегодня, завтра!

Русский народный костюм: вчера, сегодня, завтра! 07.09.2018

Зарождение русского народного костюма относится к дохристианскому времени, поэтому он впитал черты язычества, древней уникальной архитектуры. Давайте по порядку.

1.      Появление русского народного костюма

2.      О сарафанах

3.      География национальной одежды

4.      Интересные факты

5.      Russian style в мировом тренде

 88f72d.jpg

Исторический экскурс

Одежда являлась носителем важной образной информация о роде, культурных традициях, роде деятельности, происходящих событиях.

Русский народный костюм оформился к 12 веку. Доступен он был большинству: царским особам, обеспеченным боярам, простым крестьянам вплоть до 18 столетия.

Национальная одежда всегда обладала региональными особенностями, половозрстными, поведенческими (свадебная, ежедневная, траурная, праздничная), статусными (социальное сословие; в браке/свободен, невеста, вдова).

Богатые предпочитали надевать вещи византийского стиля. В 17 веке сильное влияние оказывала Польша – так появились кафтаны, шубы. Чтобы сохранить свои корни, был издан указ о запрете практически всем слоям населения носить иностранные костюмы, включая роскошно декорированные серебром, жемчугом, золотом.

6baad096.jpg

О моде как понятии тогда еще речь не шла, однако люди все равно стремились выделяться, подчеркивать индивидуальность посредством собственных задумок фасонов, цветов ткани, аксессуаров, фурнитуры.

Петр Великий (1699) запретил касаться русских нарядов всем, кроме священников, крестьян. Рынок заполонили венгерские, французские платья, камзолы, немецкое нижнее белье. Бороды тоже требовали брить – иначе штраф! Император жаждал сближения с Европой по всем фронтам, более того, он находил отечественные наряды некомфортными для жизни, работы. За шитье, реализацию местных платьев могли лишить последнего имущества.

Женская одежда, конечно, отличалась большей вариативностью, изысканностью, воплощая богатство фантазии, умений ремесленников.

da93cce957879313f80b885f347fc1e1.jpg

Основу многослойного костюма составляла длинная прямая «сорочица». Девушкам полагалось надевать несколько таких.

Крестьянки использовали расшитые по рукавам, подолу просторные рубахи; сарафан, иногда - передник. Даже повседневные наряды отличались тщательной проработкой деталей, декоративностью – русские умели преподносить себя, сохраняя сдержанную скромность. Мир считает, что именно в этом сочетании эффектности, самобытности, трогательной застенчивости кроится секрет непостижимой русской красоты.

Сарафанное чудо

Сарафан справедливо считали ключевой деталью дамского «туалета». Он имеет персидское, иранское происхождение («почетная одежда», «одетый с головы до ног»). Первой примерившей его стала супруга Ивана Четвертого (Грозного) царица Софья.

Распашные трапецивидные на пуговицах платья-безрукавки нравились жителям Приуралья. Поверх надевались коротенькие бархатные или парчовые душегреи.

Сарафаны украшали узорной вышивкой, атласными лентами, золотыми нитями, бисером. Южане любили красные оттенки. Среди головных уборов первенство сохранял кокошник из плотной шелковой ткани витиеватых форм, с жемчужным декором.

russkij-narodnyj-sarafan-31.jpg

Девочки могли себе позволить распущенные волосы, обручи, ленты; замужним дамам полагалось заплетать косы, покрывая голову «сорокой» или кикой.

Домотканные экологичные полотна применялись для создания нарядов, однако с 50-х годов 20 столетия стало набирать обороты фабричное производство. Неручные ткани уже были распространены в Европе, благодаря прогрессивно мыслившему Петру Первому они «пришли» в нашу страну.

                                                          Особенности одежды по регионам
Костюмы делились, главным образом, на южный и северный. Верхних накидок, распашных вещей предусматривалось много. Закаленные северянки надевали однотонные сарафаны, расслабленные замужние южанки – набедренные юбки-поневы, часто дополненные бахромой, металлическим кружевом, кистями.

Жители областей с холодным климатом носили «епанечки», парчовые (часто красные) рубашки, стеганые ватные душегреи, кокошники. Население теплых губерний предпочитали черные, алые, синие шерстяные поневы под пояс на холщовой подкладке, которые рукодельницы украшали орнаментной тесьмой. Этот элемент одежды не подчеркивал, увы, женский силуэт, осиную талию, поскольку был абсолютно прямым. Это не было случайным: целомудренность тогда ценилась превыше всего!

Несмотря на умеренность стиля, женщины баловали себя, окружающих аксессуарами-обрегами (от сглаза): ожерельями, этническими бусами, утонченными серьгами.

Ножки «упаковывали» в коты, кожаные сапоги; бедным людям выбирать не приходилось – главной обувью для них оставались плетеные удобные лапти.

Юбки были длинными. Белые хлопковые, льняные фартуки с узорами сначала воспринимались как будничный атрибут, позже стали праздничными. Многие вещи являлись талисманами, поскольку имели изображения символического толка: солнечный круг, квадратный геометрический знак, олицетворявший урожайное поле. Защищающим от злых духов считался алый цвет огня, раскаленного солнца.

viewImage.jpg

Русь величава, огромна, богата природными ресурсами, человеческими талантами. У каждого народа был свой национальный костюм с неповторимыми орнаментами, техологией изготовления. Жители Сибири: оленеводы, рыболовы, охотники – не мыслили жизнь без уютных комбинезонов с капюшонами из животных шкур (лоси, олени). Жительницы Северного Кавказа, донские казачки любили платья кубельком, шаровары, воплощавшие турецкий стиль.

Универсальные рубахи декорировались блестками, узорами, аппликациями. В Воронежской губернии можно было увидеть шитье исчерпывающего черного цвета, которое делало сорочки элегантными. Население центральных, северных районов тяготело к золотым шелковым нитям при оформлении аксессуаров, причем, оно было двусторонним.

Повседневный дамский наряд включал порядка семи предметов, праздничный – двадцать!

Мужчины носили косоворотки с разрезом по центру груди или чуть левее; штаны, которые заправлялись в лапти; пояс-гашник (типа сумочки). Сверху – суконный зипун, кафтан, ферязь иди однорядка. Крестьяне надевали армяк.

hello_html_m1d8db640.jpg

Плащ для плохой погоды – епанча-безрукавка из верблюжьей шерсти или роскошная, отороченная натуральным мехом, придавала образу завершенность.

Бедные выбирали заячьи, овечьи шубки, богатые – соболиные, куньи.

Из обуви были распространены: лапти с кожаной подошвой (древесный лык), башмаки, сапожки-чеботы, валенки, онучи (что-то типа портянок), туфли на каблуке (с 16 века).

Украшали костюмы пряжками; запонками; деревянными, жемчужными, серебряными пуговицами; застежками; нашивками-петлицами; браслетами-запястьями; ожерельями-воротниками.

 

Любопытные факты

 

·         Пояс старались не снимать, опасаясь темных сил: он выполнял функцию оберега.

 

·         Свадебный сарафан передавался по наследству детям, внукам.

 original.jpg

·         Многочисленные юбки спасали представительниц прекрасного пола от холода, а также создавали эффект пышного объема.

 

·         С 17 века сарафаны стали женско й отдушиной, тремя столетиями ранее в них облачались московские доблестные князья, цари-воеводы.

 

·         17-й век был периодом, когда находиться вне дома без головного убора считалось грехом.

c72-100a.jpg

 

·         Грудничков укутывали в родительскую одежду: косоворотка папы служила пеленкой мальчику, нижняя женская рубаха – первой распашонкой девочке.

 

·         Наряды для сенокоса, сбора урожая не уступали праздничным: так уважительно-восторженно относились наши предки к природе, труду!

                                                              Русский колорит мировой моды
Европейские кутюрье активно применяют элементы стиля «а-ля рус», создавая свои ультрамодные коллекции.
Павлопосадские платки покорили планету, вдохновив дизайнеров сочными соцветиями, натюрмортами. Благодаря нашей культуре, законодатели моды узнали и полюбили расшитые цветными нитями, драгоценными камнями, золотом узоры. А как актуальны сегодня кружева, лоскутные изделия (пэчворк), муфты, отложные воротники, меховые безрукавки, расписные телогреи, шапки-ушанки!

afe-283.jpg

Декорированные необычными способами валенки оказались неотъемлемым атрибутом костюмов европейцев, желающих произвести впечатление повсюду, где бы ни находились.

К русскому стилю прикипели сердцем поклонники всего мира после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года. Многие вынужденно уезжали за рубеж, забирая шикарные гардеробы. Колоритные, экстравагантных фасонов платья с фольклорными мотивами, игривые шали, оригинальные кокошники, косоворотки, уникальная фурнитура восхищали иностранцев! Russian style считался знаком качества, правилом хорошего тона. Что уж говорить: Марлен Дитрих, Коко Шанель, Грета Гарбо обожали бисерные орнаменты, передающие чувственность, тепло, широту русской души.

Отечественные дизайнеры открывали модные дома по всей Европе. Матрешки, павлопосадски платки, хохломская роспись, оренбургские пуховые шали прижились, полюбившись женщинам.

e4tipicvue.jpg

Ив Сен Лоран, Поль Пуарэ первыми прониклись неподражаемой невинной красотой русского стиля. Шанель, Кензо, Жан Поль Готье, Джон Гальяно выстроили целые коллекции вокруг стилизованных буденовок, гламурных кокошников.
Соотечественник, маэтро Вячеслав Зайцев, выдающийся ценитель, миссионер стиля «а-ля рус» организовывал показы, привлекая внимание мировой общественности, не только экспертов. Восхитительное сочетание таланта, мастерства, свободы, эстетики, наших главных национальных черт: доброты, открытости, величественной простоты – вдохновляет миллионы людей!
nadob-ta-511x445.jpg

 

 

 






 

 

 

 

 


Возврат к списку