Фарфор как культурный феномен

Фарфор как культурный феномен 03.09.2018


О ломоносовском (императорском) фарфоре сложены легенды. Сегодня мы развеем мифы, расскажем интересные факты из истории легендарного предприятия.

1.      История фарфора

2.      История Императорского фарфорового завода

3.      Эволюция клейма

4.      Музей

   

История «белого золота»

 

«Звучащая», почти прозрачная керамика называется фарфором. Слово переводится с арабского, персидского - «титул китайского императора», местность, где зародился неповторимый вид глины. Китайцы трактуют термин как «сын неба».

Состав: каолин (глинозем), полевой шпат, кварц, костяная зола. Самый твердый тип – костяной.

Рецепт приготовления придумали китайкие мастера (620-й год). Европейцам он стал известен только к 1708-му. Немец Беттгер считается родителем красного яшмового фарфора - тонкостенного. Почти одновременно появился и белый сорт.

Благодаря письмам священника Ф.К д`Антреколя, посвященным секрету изготовления керамического китайского чуда, с 1735-го началась активная подготовка к запуску производства.

Китайский фарфор изначально содержал меньше глинозема, поэтому был мягким, хрупким. Европейский отличался повышенной прочностью.

Первая мануфактурой может похвастаться Дрезден (1708). Спустя два года здесь выпускались уже глазурованные изделия.

 07b7c74eaedef78cbacd633d33a56c4e.jpg

История ИФЗ

Россия жила ожиданием очередных научных открытий – и вот ученый Д.Виноградов, сотрудник предприятия, ставшего впоследствии Императорским фарфоровым заводом, изобрел свою технологию. Художественные произведения покорили со временем весь мир; предприятие, многие его живописцы были отмечены высокими профессиональными наградами международных выставок.

Первую серьезную мануфактуру (будущий ИФЗ) основали по указу российской императрицы Елизаветы Петровны Романовой (дочери Петра Великого) в 1744 году. Она стала третьей по значению в Европе.

Сначала здесь производили миниатюрные табакерки, служившие дипломатическими презентами для иностранцев. С усовершенствованием процесса ассортимент пополнился крупными изделиями – сервизы ИФЗ очень нравились государственным правителям. Обладательницей роскошного ансамбля «Собственный» суждено было стать самой Елизавете Петровне.

ifarfor.jpg

1762 – 1801 характеризуются чертами раннего классицизма, когда Екатерина Вторая решила обеспечить «белым золотом» всех граждан, включая представителей низших слоев. Изделия все больше отличались французской изящностью: на заводе модельмейстером работал скульптор Рашет, обожавший классицизм.

Русский фарфор процветал к финалу 18 столетия. Екатерина Великая гордилась обладанием изысканными сервизными 1000-предметными комплектами: «Арабесковый», «Кабинетский». Выпущенная серия из 100 скульптурных композиций «Народы России» до сих пор является лидером продаж. Изысканные расписные вазы также пользовались большим спросом.

cb5a5d0b5c8b828fcece92497c5c12f5.jpg

1801 – 1825 – время, когда граф Гурьев, назначенный ответственным за реорганизацию завода Александром Первым, делал все, чтобы повысить качество изделий, авторитет команды. Черты помпезного ампира выразились через творения. Важные национальные темы: военная победа, становление государственности – мастера воплотили в белоснежных шедеврах, например, ансамбле «Гурьевский». Его предметы фактически явились гимном русским солдатам, разгромившим наполеоновские войска (1812). Видовые, а также батальные вазы ИФЗ, статуэтки, чашки декорировались золотом, олицетворявшим доблесть.

1825 – 1894 – период производства дворцовых сервизов для Кремля, рециденций Петербурга. Николаевский фарфор расписывали лучшие живописцы предприятия, передававшие энергию, колорит, идеи да Винчи, Рафаэля, Тициана посредством точных копий гениев. Вазы любили украшать портретами, религиозными сюжетами. Награды всемирных европейских выставок вдохновляли сотрудников на новые достижения.

К 1844 году при заводе открылся музей, объединивший выдающиеся произведения фарфорового искусства. Конец 19 века стал временем деградации производства (при Александре Первом). Стали поговаривать о его возможном закрытии по причине убыточности.

1894 – 1912 пропитаны духом русского модерна. Николай Второй приказал предприятие возродить, уделить огромное внимание художественному облику творений. Если увидеть сервизы «Александринский», «Царскосельский» - можно понять масштаб прогресса. Этнографически точные статуэтки серии «Народы России» поражали воображение. Эпоха неоклассики наступала - спасибо кружку «Мир искусства»!

service_ts.jpg

1920-е сложный этап: национализация, ориентация на агитационнный революционный фарфор, работа согласно ленинским принципам. Время потрясений, открытий, противоречий, создания новых форм. Участниками процесса были Кандинский, Петров-Водкин, Малевич, Кустодиев – представляете масштаб творчества?!

1930-е годы знаменовались бурным строительством социализма. На предприятии открылась творческая лаборатория, где художник Суетин внедрял стилистику супрематизма, соцреализма. Имена, возникшие тогда: Воробьевский, Яцкевич (создатель знаменитой кобальтовой сетки-символа блокадого Ленинграда) – признаны мировым культурным сообществом.

ae01b3442880ca3f301e18a7170348b2.jpg

1960- е послевоенный период, «хрущевская оттепель», когда лозунги прошлого вновь приобрели актуальность. Все сферы жизни решено облагородить искусством. Сказано-сделано: моден белый фарфор, вернулась лаконичность форм, ушла надоевшая пафосность.

Современное время. Обращение к истокам, независимый взгляд, поиск новых тем, способов выражения – вот как можно охарактризовать сегодняшний этап развития главного фарфорового предприятия страны.

Image000001.jpg

Живописность, декоративизм, эмоциональная образность, романтизм – такими хотят видеть изделия завода наши соотечественники, а также иностранные гости, желающие приобрести символические фарфоровые сокровища. Ассортимент превышает 4000 наименований – это: сервизы, жанровые скульптуры, шкатулки ИФЗ, декоративные тарелки.

Фирменный расписной ансамбль «Кобальтовая сетка» более 70 лет пользуется особым спросом у любителей высококачественной керамики.
0019814.jpg

Эволюция клейма

Этапы изменения вида клейма опишем коротко, чтобы осветить данный вопрос для интересующихся:

1744-1765 Невская порцелиновая мануфактура. Буква «В» (фамилия Виноградова), год выпуска вещи, иногда номер рецептуры; позже – двуглавый орел, кружочек, наделенный стрелкой.

1765-1917 Императорский фарфоровый завод. Монограммы императоров, инициалы художников, год создания.

1917-1925 Государственный фарфоровый завод. Двуглавый орел; серп, молот РСФСР; слоган «В пользу голодающим!»

955915260b684ad77ea6a951fed2bb97.JPG

1925-2005 Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Аббревиатура ЛФЗ, MADE IN USSR, MADE IN RUSSIA, HAND RECORATED, 1744 год, Санкт-Петербург.

 2005 - сегодня Императорский Фарфоровый завод. Imperial Porcelain, двуглавый орел, 1744 год, Санкт-Петербург.

12a5dd097aebc46d3c452d777179c1b6.JPG


Музей

Заводской музей открыл двери посетителям в 1844 году – таким было решение Николая Первого. Коллекция, которую здесь бережно хранят сотрудники нескольких поколений, впечатляет: свыше 30.000 экспонатов! Это европейский, китайский, японский фарфор, произведения из хрусталя, шедевры, принадлежащие частным владельцам.

Библиотека учреждения, существующая с конца 19 века, представляет хранилище эксклюзивных книг, рисунков великих живописцев, печатных изданий об искусстве.

Здесь регулярно проходят выставки, форумы, посвященные теме «белого золота». Экспонаты музея уже путешествовали по многим странам мира, чтобы зарубежные ценители фарфора могли насладиться русскими изумительными творениями.

2613371854.jpg

Завод посещали российские правители, Горький, Маяковский, Шаляпин, Есенин, Фурцева, Брежнев…

Благодаря директору Эрмитажа Пиотровскому, музей не отдали под руководство американским фондам, а доверили Государственному Эрмитажу – так удалось спасти культурное наследие, накопленное столетиями, для нас и будущих поколений.

Гордится собственной коллекцией советских фарфоровых вещей экстравагантный адвокат Добровинский. Она заняла целых 5 залов легендарного Пушкинского музея, где однажды была представлена!

_l2_23q5Dli.jpg


Возврат к списку