«Искусство принадлежит народу!» или Керамика-"манипулятор".

«Искусство принадлежит народу!» или Керамика-"манипулятор". 01.12.2017 С 1920-х «агитационный фарфор» экспортировался на Запад, где хорошо продавался, в перестроечное время «белое золото» с социалистическими принтами, лозунгами снова повысило свой ценовой рейтинг – об этом свидетельствуют торги зарубежных аукционов.
Советские коллекционеры ценили его меньше, однако понимали: уникальный малотиражный «пропагандистский императорский фарфор» еще ждет всеобщее признание. Раньше высоко художественная посуда вывозилась из страны, сегодня наши коллекционеры, музейное начальство, министры собирают советский социалистический раритет по всему миру.

Мятежный дух фарфоровой пластики

Революционные катаклизмы подорвали работу фарфоро-фаянсовых предприятий: сотрудников не хватало, спрос резко упал. Императорский Фарфоровый завод, основанный в Санкт-Петербурге (1799), удержал позиции за счет продажи изделий, отражающих социалистическую символику. Перед художниками стояла задача государственного масштаба – пропаганда нового стиля жизни, формирование общественного мнения через творчество. Малевич, Чехонин, Петров-Водкин, Суетин создали блестящие вдохновляющие работы!
Руководил главным фарфоровым предприятием страны талантливый ученик Репина, Сергей Чехонин, которому поручили разработать дизайн военных флагов, государственной печати РСФСР. Поначалу его «накрыл» романтический флер революции, позже он разочаровался в идеях «всеобщего равенства и братства», эмигрировал во Францию, где выставлял свои произведения.
Завод «штамповал» бюсты Карла Маркса, Карла Либкнехта; декоративные тарелки, расписанные крылатыми выражениями идеологов марксизма-ленинизма, Бакунина, Мора; посвященные декабрьским событиям рельефы.
Первым живописным образцом (октябрь 1918) стало блюдо с геральдикой РСФСР, автором узора выступил Чехонин. Переделанные под пролетариат цитаты из Евангелие окаймляли тарелки. Сегодня это выглядит нарочито, воспринимается как святотатство, тогда же люди верили в вечное «царство рабочих и крестьян».
Продавая «кричащую» посуду французам, немцам, англичанам, большевики помогали голодающим 1920-х годов.


Двойная маркировка – знак качества!

К концу 1950-х стала формироваться коллекция фарфора революционного периода. Государственный музей керамики объединил 174 творения, включая «агитационные», тогда уже признанные аукционистами Sotheby’s и Christie’s.
Рынок антиквариата оживился после распада СССР, однако лихие 90-е прошлого века знаменовались штилем: людям было не до предметов интерьера, они выживали...
Появилось много фальсифицированного товара, обратная сторона которого не содержала маркировку ИФЗ: литеры «H-II», «A-II», «A-III», знаки Временного правительства – образ двуглавого орла, цифру «1917». После революции производственники стали их ретушировать, изображая непоколебимый союз серпа и молота. Поддельщики же рисовали цветные кружочки, треугольники, квадраты, тем самым выдавая себя.
Предметы середины 1920-х годов стоили дешевле: революционная феерия закончилась, а именно она формировала особую ценность изделий.
Наиболее дорогие произведения фарфорового искусства – те, которые не имеют музейные, частно-коллекционные аналоги, принадлежат авторам ИФЗ, ярко отражают дух своего времени.

Возврат к списку