Русский лубок за рубежом

Русский лубок за рубежом 31.10.2017 Лубочные картинки простые доходчивые изображения, распространявшиеся среди людей.  Часто они сопровождались шутливыми репликами, характеризовали настроение общества, культурную жизнь страны.
Само слово произошло от липовых дощечек, на которых вырезались сюжеты («луб») или лубяных коробов, служивших для распространения гравюр. Первые лубки китайцы рисовали вручную до 8 века, после начали гравировать деревянные пластины. Европейцы «открыли» лубок к 15-му столетию. Сначала это была ксилография, дополненная потом литографией, медной гравюрой.  «Летучие листки» как средство агитации, политической пропаганды использовали революционеры Германии, Франции. По городам «гуляли» даже провокационные картинки интимного содержания. В России «фряжские или потешные листы» религиозного толка появились к 16 веку. Поучительные русские «простовики» пользовались популярностью у всех слоев общества. Они не были столь ярки, как китайские, индийские, однако смысл передавали четко.
Станы придворных типографий печатали остроумные картинки на медных дощечках правильной формы. Лубок стал рупором политической сатиры, например, изображения во время похорон Петра Великого в виде кота, отвозимого мышами.  
Не так давно публичная библиотека Нью-Йорка презентовала оцифрованные лубочные картинки 19 века, роскошно переплетенные шелком книги семьи Романовых с царской геральдикой, проданные большевиками в 1930-х. Народное творчество разграбленных императорских библиотек бережно сохранили американские архивариусы.
Лубок нашел отклик также у украинцев. Растиражированная коллекция почтовых открыток В. Гулака (1910-е), повествующая о «10 заповедях неженатым», повеселила многих.  


Возврат к списку